Сдвг у детей - симптомы и методики лечения состояния

Первичная симптоматика сдвг состояния у детей

ребенок с клеймами в руках

Синдром дефицита внимания – один из наиболее спорных и неподтвержденных диагнозов. Но ведущие специалисты утверждают, что чаще всего проблемы в обучении связаны именно с этим синдромом. Другие специалисты отрицают его существование, и думают, что такая плохая учеба и поведение – это ошибки родителей при воспитании.

К сдвг у детей симптомы относится гиперактивность, неспособность длительное время концентрироваться на материале. Если точно знать признаки патологии, возможно эффективное лечение СДВГ у детей, которое поможет обеспечить достойное качество жизни.

Содержание статьи

Описание

ребенок сидит за столом и дурачится

Синдром дефицита внимания представляет собой заболевание, которым чаще всего страдают дети школьного возраста. Основным симптомом является проблемы концентрации внимания. Именно из-за этого сложно длительное время концентрироваться на одной теме, слушать учителя или самостоятельно учиться.

Дети с таким синдромом отличаются повышенной подвижностью, поэтому многие учителя считают это недостатком воспитания. При этом им сложно заводить отношения со сверстниками, и они могут страдать из-за низкой самооценки.

Основной причиной такого поведения является дефицит определенных биологически активных веществ в мозгу. Заболевание встречается у каждого 20-го ребенка. У мальчиков патология встречается намного чаще.

Виды синдрома

Патология разделяется на виды, каждому из которых присущи особые симптомы:

  1. Невнимательность. В данном случае проявляется только один основной признак СДВГ – невнимательность. Гиперактивность при этом не развивается.
  2. Гиперактивность. Такой вид патологии характеризуется наличием нервозности, вспыльчивости и чрезмерной активности.
  3. Смешанный вид. Наиболее распространенный вид заболевания, который встречается в любом возрасте. Характеризуется сочетанием симптомов двух предыдущих типов заболевания.

Основные причины

девочка с разрисованными руками

Ученые пока не смогли найти достоверную причину возникновения патологии. В основе формирования патологии лежат нейробиологические факторы. Существует много теорий возникновения заболевания, но основные причины следующие:

  • Кесарево сечение и недоношенная беременность. По мнению ученых, что риск возникновения заболевания на 10% выше при рождении раньше срока или с помощью кесарева.
  • Повреждение головного мозга. Более восприимчивыми являются дети, у которых в младенчестве было диагностировано поражение ЦНС или травмы головного мозга. Такое повреждение может возникнуть еще в период вынашивания, если у матери наблюдается заболевания щитовидной железы, анемия, простудные заболевания, воспаление почек, гипертензия или угрозы выкидыша. Повреждение головного мозга возникает и при тяжелых родах.
  • Дефицит нейротрансмиттеров головного мозга. Снижение активности ЦНС может возникнуть и в результате недостаточного количества допамина и норадреналина в мозге.
  •  Генетическая предрасположенность. Генетические дефекты, психические заболевания родителей и другие врожденные патологии могут вызывать у детей СДВГ. Генетические факторы оказывают влияние на функционирование головного мозга, вызывая тем самым СДВГ.
  • Нарушение кровообращение в мозге. При диагностировании заболевания выявлено нарушение кровотока в головном мозге. Если в здоровом мозге при концентрации внимания кровь сразу же поступает во фронтальную область мозга, то при наличии патологии кровоток остается без явных изменений. Такая особенность кровообращение упрощает диагностирование заболевания.
  • Неправильные методы обучения. Несмотря на то, что педагогические факторы не являются основополагающими, они могут стимулировать развитие заболевания. Риск развитию СДВГ выше у тех, чьи родители и педагоги оказывали давление во время обучения, пытались использовать методики раннего интеллектуального развития, упрекали в отсутствии результатов.
  • Ухудшение экологической ситуации. Риск развития патологии выше при употреблении искусственных красителей с примесями свинца.
  • Чрезмерное употребление парацетамола в период беременности. Одно из исследований выявило, что вероятность развития патологии повышается на 30%, если будущая мать принимает парацетамол. Он оказывает негативное влияние на развитие нервной системы в период вынашивания. Особенно сильно данное вещество влияет на мальчиков.
  • Игры на планшетах и компьютерах в раннем возрасте. По мнению специалистов, игры на компьютерах и различных мобильных устройствах повышают уровень кортизола, который является гормонам стресса. Из-за этого нарушается способность сосредотачиваться.

Существует теория, что симптомы гиперактивности имеют метаболическую причину. Это связано с обменными процессами веществ и энергии, которые влияют на память, обучаемость и гиперактивность. Вне зависимости от причины развития синдрома, итог всегда один – мозговое нарушение, которое требует квалифицированного лечения.

Признаки патологии

девочка кричит на мальчика

У детей симптомы сдвг имеют ярко выраженный характер. Как правило, симптомы гиперактивного состояния у детей замечают педагоги, и именно это является стимулом обратиться к специалисту.

Нарушение внимания и сосредоточенности

мальчик показывает язык девочке

Одним из основных симптомов является нарушение внимание и сосредоточенности. При этом школьник не может длительное время сосредоточиться на одном занятии, постоянно отвлекается. Он постоянно совершает ошибки из-за нарушения внимания. У педагога может возникнуть ощущение, что ребенок игнорирует его речь. Однако он слышит все, что ему говорят, но не может связать услышанное в целое. Он не может самостоятельно планировать или организовывать свое обучение.

Пациенты с СДВГ рассеяны, часто теряют свои вещи и отвлекаются по мелочам. Они чаще всего обладают средним или высоким интеллектом, но отказываются браться с выполнения умственных дел. Поэтому многие родители ощущают, что их чадо отдалено от мира.

Гиперактивность

мальчик стоит на голове

Поэтому большинство родителей и педагогов замечают такие симптомы, как:

  • Неусидчивость, торопливость и постоянные телодвижения.
  • Постоянные движения конечностей. Дитя постоянно находится в хаотическом движении.
  • Не может играть со сверстниками, ведет себя беспокойно и отличается чрезмерной активностью.
  • Не слушает замечаний, не воспринимают педагогов и не останавливаются ни перед чем.

Импульсивность

ребенок кричит

При синдроме гиперактивности импульсивность проявляется в таких симптомах:

  • Ребенок отвечает на вопросы раньше, чем они были озвучены, торопится и является невнимательным.
  • Попытки как можно быстрее выполнить поставленные задачи. При этом чрезмерная торопливость сказывается на качестве.
  • Чрезмерная болтливость.
  • Игнорирование ответов сверстников. Такие дети часто перебивают сверстников, даже если сами задали вопрос.

У детей сдвг имеет свои особенности на разных этапах развития ребенка.

Положительные симптомы заболевания

мальчик за партой поднимает руку

Несмотря на то, что СДВГ является серьезной патологией, дети с данным заболеванием отличаются и положительными качествами:

  • Обладают гибким мышлением. Дети могут одновременно рассматривать несколько вариантов решения проблемы, и с легкостью отбрасывать варианты и принимать альтернативные решения.
  • Креативность. Несмотря на то, что детям с СДВГ сложно длительное время концентрироваться на одной задаче, они являются креативно мыслящими и фонтанируют идеями. Поэтому именно из таких детей вырастают артисты, шоумены или мастера на все руки.
  • Энергичность.  Еще одной чертой детей с синдромом является энергия и драйв. Такие дети никогда не устают, и отличаются выносливость как в физическом, так и в умственном плане.
  • Энтузиазм. Благодаря гиперактивности ребенок проявляет небывалый энтузиазм во всех сферах жизни. С ним никогда не бывает скучно сверстникам.
  • Незаурядный собеседник. Дети с гиперактивностью интересуются многими вещами сразу, поэтому с ними всегда интересно общаться.
  • Мечтатели. Это всегда мечтатель, который замечает то, чего не видят другие.

Если родители и педагоги уделяют таким детям внимание и дарят любовь, то они преуспевают в творческих кружках и на занятиях спортом.

Они не боятся сцены и выделяются из толпы.

СДВГ в разном возрасте

дети прыгают

Симптоматика заболевания достаточно широка. Чтобы упростить диагностирование заболевание, необходимо в первую очередь обращать внимание на признаки, характерные для разных возрастов.

Симптомы у дошкольников

Наиболее сложно определить сдвг у детей дошкольного возраста. В этот период СДВГ может быть диагностирован только врачом. В возрасте 3-4 лет симптомы патологии могут проявляться как постоянные движения ребенка. Ему сложно найти себе занятие, постоянно мечется между игрушками, не может выполнять интеллектуальные задания.

Ребенок постоянно перебивает родителей, отличается раздражительностью и невозможностью сдержаться. Игры такого ребенка приводят к травмам сверстников, сломанным игрушкам и другим разрушительным последствиям. Мозг ребенка практически не контролирует движения. Несмотря на то, что интеллект детей с патологией средний или высокий, в раннем возрасте присутствуют симптомы отставания в развитии.

Признаки СДВГ у школьников

Симптомы патологии чаще всего дают о себе знать, когда ребенок идет в школу. Дети с таким заболеванием не могут преуспеть за сверстниками в плане умственного развития. Это связано с тем, что они не могут длительное время сосредоточиться на материале или на выполнении чего-либо.

На занятиях они ведут себя несдержанно, плохо воспринимают материал, не реагируют на замечания педагогов. Они могут активно приниматься за выполнение задания, но потом их внимание быстро переключается на другое занятие, не окончив предыдущего. Поэтому именно в этом возрасте чаще всего диагностируется синдром. Признаки настолько очевидны, что диагноз может быть поставлен даже людьми без медицинского образования.

Ребенок может не только отставать в обучении, но и всячески подбивать этому и своих одноклассников. К примеру, дети с СДВГ могут срывать уроки, спорить с педагогами и мешать учиться одноклассникам. Поэтому такие дети не только чувствуют себя неуютно в коллективе, но и становятся настоящим испытанием для сверстников и учителей.

Симптомы у подростков

Основные признаки заболевания в подростковом возрасте стихают. Однако это не значит, что заболевание перестает быть опасным и ребенка. В таком возрасте симптомы заболевания изменяются. К примеру, если у школьников синдром проявляется в виде импульсивности, то у подростков на смену ей приходит суетливость и внутренняя озабоченность.

Несмотря на то, что подростки с СДВГ стараются выполнять различные задачи, результат редко бывает успешным. Такие подростки являются несамостоятельностью и безответственностью. Даже в возрасте 14-16 лет они неспособны самостоятельно организовать свой распорядок дня, сделать домашнее задание или распределить свое время.

При этом подростки с синдромом имеют проблемы с общением. Они могут грубить, оскорблять родителей и сверстников, нарушать субординацию со взрослыми. Поэтому подростки имеют заниженную самооценку, отличаются раздражительностью и слабой психикой. Они ощущают негативное отношение к себе одноклассников, учителей и родственников, поэтому многие страдают суицидальными наклонностями. Такие подростки ощущают себя нелюбимыми родителями, особенно если в семье есть и другие дети.

Диагностика СДВГ

невролог осматривает ребенка

Для подтверждения диагноза сдвг у детей не существует специальных тестов или критериев, основанных на генетическом, психологическом или нейрофизическом исследовании. Диагноз ставит врач, однако распознать синдром могут и опытные педагоги и психологи. Поэтому при оценке состояния ребенка важно получить информацию о поведении ребенка не только дома, но и в учебном заведении.

Для диагностики синдрома сдвг у детей используются такие методики:

  1. Сбор информации о поведении ребенка дома и в учебном заведении, со сверстниками и взрослыми.
  2. Определение дофаминового обмена.
  3. Неврологический осмотр.
  4. Ультразвуковая допплерография.
  5. Генетическое исследование ребенка и родителей.
  6. ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  7. Проведение нейропсихологического тестирования.
  8. Магнитно-резонансная томография, которая помогает выявить первопричину развития заболевания.

Использование данных методик и исследований позволяет точно поставить или опровергнуть диагноз сдвг. После этого врач может назначить соответствующее лечение.

Особенности лечения

дети балуются

Процесс лечения сдвг у всех детей индивидуально. Оно обязательно включает в себя прием лекарств, которое при соблюдении рекомендаций улучшают поведение ребенка и работу нервной системы. Однако лекарственные препараты обладают рядом побочных эффектов.

Помимо препаратов для улучшения работы мозга и стимуляции работы ЦНС, используются различные лечебные методики:

  1. Лечебная физкультура. СДВГ возникает при нарушении работы мозжечка. Физическая нагрузка способствует активизацию мозжечка, поэтому улучшается восприятие информации и внимание.
  2. Физиотерапия. Для выработки необходимых гормонов и нейромедиаторов эффективно применять транскраниальную микротоковая стимуляцию. Это способствует снижению раздражительности и гиперактивности, препятствуют возникновению перепадов настроения.
  3. Адаптация. Чтобы скорректировать поведение ребенка с синдромом требуются жесткие рамки. Рекомендуется отдать ребенка на балет, боевые искусства, гимнастику или другой вид спорта, которые задействуют физическую силу и координацию движений. Это позволяет улучшить моторику, способность планировать свое время и повышает самооценку.
  4. Нейрофизиологическая терапия. Стимулирует работу нервной системы. При выявлении дефекта нейронной реакции удается стимулировать точность и скорость отклика головного мозга и нервной системы. Одной из таких методик является музыкальная терапия. Также в этих целях используется массаж, мануальная терапия и иглоукалывание.
  5. Поведенческая терапия. Наиболее доступный метод лечения, которые могут практиковать родители совместно с учителями. Заключается в обучении ребенка самоуправлению, контролем над временем и другие методы контроля поведения. Терапия наиболее эффективна при сочетании с медикаментозным лечением.
  6. Сенсорная интеграция обучения. Данный метод заключается в подаче мозгу сигналов, которые усиливают его способность запоминать информацию.

Медикаментозное лечение

девочка с таблеткой во рту

Терапия сдвг назначается индивидуально каждому пациенту после длительного наблюдения за состоянием пациента и изменением поведения. Рекомендуется использовать такие группы лекарственных средств:

  • Средства для стимуляции работы ЦНС.
  • Вещества ноотропного ряда.
  • Атомоксетин гидрохлорид.
  • Препараты на основе гопантеновой кислоты.
  • Магний.

Также лечение заболевание препаратами может заключаться в устранении определенных симптомов. К примеру, детям с гиперактивностью и нарушениями сна могут быть приписаны легкие успокоительные препараты.

Заключение

Напоследок рекомендуем посмотреть виде известнейшего детского врача Комаровского, который подробно рассказывает про сдвг у детей:

СДВГ – серьезное заболевание, которые чаще всего страдают мальчики. Родители должны знать, что эффективное лечение невозможно без тщательного обследования. При этом рекомендуется сочетать лекарственные препараты и другие методики лечения.

Ссылка на основную публикацию