Умственная отсталость: как не пропустить первые признаки

Как распознать умственную отсталость у ребенка

девочка с умственной отсталостью

У неспециалиста словосочетание «умственная отсталость» зачастую вызывает неприятные ассоциации.

Люди, у которых диагностирована олигофрения, зачастую живут изолированно от общества, хотя на западе они нередко хорошо социализированы. При легкой степени умственной отсталости у человека вы даже не отличите его от полностью здорового собеседника.

Содержание статьи

Вопросы терминологии

виды умственной отсталости

Определение умственной отсталости (с древнегреческого олигос переводится как «немного», а френос — как «ум», по-другому ее называют малоумием или олигофренией (авторство термина принадлежит Эмилю Крепелину) звучит как сложное психопатологическое состояние, при котором задерживается или останавливается интеллектуальное развитие, сужаются функции ЦНС.

Проявляется оно в интеллектуальной (чаще всего в абстрактном мышлении) и эмоционально-волевой сфере, также страдает моторика. Олигофрения бывает врожденной, но может развиваться при серьезных травмах оболочки головного мозга или нарушениях в сосудистой системе.

Врожденное малоумие отличают от приобретенной деменции (с латыни приставка де переводится как «движение вниз», а менс — как «разум»). Нормальные интеллектуальные способности ухудшаются после перенесенных инсультов, травм, инфекционных осложнений, из-за алкоголизма и наркомании, серьезных заболеваний психики, а также в пожилом возрасте.

Пациенты же с олигофренией так и не развиваются до уровня нормы, самостоятельная социальная жизнь становится невозможной. Их эмоциональные проявления не так разнообразны и полны, но они также испытывают привязанность и отчуждение, грустят и ощущают счастье.

От деменции это состояние отличается стабильностью. Обучение и воспитание может даже постепенно улучшить интеллектуальные качества. Если умственная отсталость умеренная, показано посещение коррекционных классов с определенными программами обучения.

Распространенность

Часто ли встречается это состояние, определить довольно сложно: в разных странах отличаются определения, лояльность социума к нему, доступность медицинского обслуживания. Около 1% людей в развитых индустриальных странах имеют олигофрению, но большинство — в легкой форме.

Средняя степень встречается в 10%, тяжелая — в 4%, глубокая — в 1%. Немного чаще ее обнаруживают у мужчин, чем у женщин.

Детская олигофрения

Умственная отсталость у детей считается скорее особенным состоянием психики с заторможенными функциями ЦНС, при этом интеллектуальные качества не превышают уровень биологических возможностей. Важно реально оценивать ситуацию, чтобы умственно отсталый ребенок максимально вписался в социальную жизнь. Для этого нужна благоприятная образовательная среда и наблюдение у психотерапевта с непосредственным участием родителей.

Незнание тонкостей состояния олигофренов вызывает ошибочное мнение, что интеллектуально недоразвитые дети не могут общаться. Изучение того, как они развиваются и чувствуют себя в обществе, находится в зачатке.

Прямой педагогический интерес вызывает то, как они устанавливают контакт и общаются между собой и другими людьми.

Степени заболевания

степени умственной отсталости

Основной симптом умственной отсталости — снижение интеллекта. В зависимости от степени его снижения, различают легкую, среднюю и тяжелую форму недуга (согласно общепринятой психиатрической классификации). Степени умственной отсталости определяются количественно по коэффициенту интеллекта, есть ряд специальных психологических тестов.

Умственная отсталость легкой степени определяется показателями IQ в пределах 50-69. Эта степень умственной отсталости называется еще дебильностью. Если ребенку поставлен диагноз умственной отсталости в легкой степени, ему тяжело учиться и сосредотачиваться, хотя память обычно в норме.

Зависимость от родителей и наставников делают его пугливым, необщительным, различать чужие эмоции становится все сложнее. Или напротив, малыш может привлекать к себе внимание какими-то эксцентричными выходками.

Умеренная степень умственной отсталости почти всегда осознается пациентами как разница между ними и здоровыми людьми, ее стараются скрыть от окружающих.

IQ между 35-49 говорит об умственной отсталости средней степени (имбецильности). При этом состоянии постоянно нужен присмотр и уход, поддержка и коррекция, самостоятельными такие пациенты быть не могут, умение сосредотачиваться на чем-то у таких людей почти нулевое.

Но они привязываются, понимают, когда их хвалят или ругают, владеют простыми навыками ухода за собой, иногда читают, пишут, делают несложные вычисления.

При IQ 20-34 ставится диагноз тяжелая умственная отсталость или идиотия. В этих случаях умственная отсталость глубокая: пациенты не владеют речью и необучаемые, плохо управляются с моторикой, движения их часто хаотичны, ухаживать за собой в быту не могут. Эмоциональный фон сводится к примитивным реакциям на раздражители.

Больным нужен круглосуточный присмотр в специализированных учреждениях. Идиотии всегда сопутствуют патологии функциональной недостаточности ЦНС — повреждения черепа, ослабления мышц, параличи, анатомические изменения скелета и т. д. МКБ-10, кроме вышеперечисленных, выделяет еще глубокую идиотию — уровень IQ менее 20 пунктов.

Дополняет и расширяет эти классификационные системы типология состояний М. С. Певзнер, разработанная в результате многих лет исследований и клинических наблюдений. Согласно ей, олигофрения бывает:

  1. Без осложнений.
  2. Осложненная нарушением возбудимости и торможения.
  3. Вместе с аналитическими нарушениями.
  4. С проявлением психопатии в поведении.
  5. С явным лобным дефицитом.

Дети с умственной отсталостью второй и третьей степени получают группу детской инвалидности, их полностью содержит государство.

Отличительные черты

Рассмотрим, каковы особенности детей с умственной отсталостью. Олигофрены растут зачастую уязвимыми, тревожными, имеют склонность к энурезам. Все проявления у них неестественно вялые, интерес к среде отсутствует, эмоциональная связь с другими слабая. Слабые эмпатия и спонтанность мешают получать социальный опыт, даже путем подражания.

Ребенок дошкольного возраста с умственной отсталостью обрывочно воспринимает речь, нуждается в большем повторении материала или ситуаций для получения того или иного умения.

Чувствительное восприятие олигофренов очень суженное. Они очень поздно начинают лепетать, могут не начать разговаривать даже к пятилетнему возрасту. Им особенно сложно дается абстрактное мышление, использование образов в голове, чаще они непроизвольно запоминают наиболее впечатляющие моменты или события.

Произвольная память формируется значительно позже.

Также симптомы умственной отсталости проявляются в пассивности воли и незрелости эмоционального фона: дети не умеют проявлять инициативу, владеть собой, импульсивны и внушаемы.

Источник проблемы

описание болезни фенилкетонурия

На формирования интеллекта влияют наследственность и окружающая среда. Случаи олигофрении в семейном анамнезе — это большой риск ее наследования (более 50%). Но причины возникновения умственной отсталости не заключаются лишь в генетике. Источник 80% нарушений точно выяснить нельзя. Возможные причины умственной отсталости у детей:

  • Генетические болезни нервной и обменной систем (кретинизм, фенилкетонурия, резус-конфликт), хромосомные патологии (в норме каждая новая клетка, разделяясь, получает 23 хромосомы, их постоянное количество — 46. При синдроме Дауна, например, их 47, так как 21-я пара не разделяется).
  • Внутриутробные инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), влияние токсических и наркотических веществ, некоторых медикаментов, ионизирующего излучения, тяжелый токсикоз, патология плаценты.
  • Существенная недоношенность.
  • Осложненный ход родов (последствия наложения акушерских щипцов, удушье, беременность с несколькими плодами, травмы).
  • Нейроинфекции (нейроэнцефалопатия, токсоплазмоз, сифилис, гепатит).

Также среди причин умственной отсталости в раннем периоде нужно отметить недостаток внимания и социализации, психическое и эмоциональное одиночество, несбалансированное питание в первые годы развития. Выделяют и умственную отсталость неясного происхождения.

Как отличить и правильно диагностировать болезнь

признаки даунизма

Признаки умственной отсталости у детей должны рассматриваться очень тщательно, ведь этот диагноз влияет на дальнейшую жизнь человека. Важно не спутать ее с другими психическими заболеваниями.

Например, дети, страдающие ранней шизофренией, имеют частичную и обрывочную задержку в развитии и ряд особенных признаков: преувеличенную фантазию, впадение в ступор, аутизм. А маленькие пациенты с детским приобретенным слабоумием переживают насыщенные эмоции, владеют неплохим лексическим запасом и умеют мыслить абстрактно.

Большой процент случаев олигофрении распознается в раннем возрасте. Генетически обусловленную отсталость выявляют скрининговыми обследованиями внутриутробно (к примеру, трисомию по 21-й хромосоме).

Очень важно с рождения наблюдаться у педиатра, это поможет обнаружить и предотвратить многие проблемы. Например, если ребенок родился с фенилкетонурией, интеллект не пострадает, если начать лечить болезнь в 2-3 месяца.

Особенности диагностики

Педиатр для уточнения диагноза выпишет направление к неврологу, на анализы крови и мочи, может быть, на ЭЭГ. Детей постарше осматривают психолог, детский психоневролог или психиатр, оценивая уровень развития психики и интеллекта. При любой странности в развитии растущего ребенка лучше посетить специалиста. https://www.inotomsk.ru/ — ваш путь к невероятным выигрышам и незабываемым моментам развлечения! Мы предлагаем широкий выбор игр от ведущих разработчиков, быстрые выплаты и круглосуточную поддержку. Присоединяйтесь к нам сегодня и ощутите драйв настоящего казино прямо у себя дома!

Стандартные тесты лишь поверхностно оценивают умственные качества, ведь на их выполнение воздействуют самочувствие, моторные или чувственные нарушения, культурные и расовые особенности, языковые познания. Кроме тестов есть схемы выявления болезни, учитывающие ряд симптомов.

Своевременная диагностика и лечение умственной отсталости повышают шансы ребенка на самостоятельную взрослую жизнь в будущем.

Тревожные сигналы

пример головы нормального размера и с микроцефалией

Отставание интеллекта, несамостоятельность, неумение себя обслужить заметны уже в дошкольниках. Однако при легкой форме такие признаки не проявляются до школы. Намного ярче они заметны в умеренных и тяжелых случаях патологии, а также, если проявляются другие физические нарушения либо особенности: ДЦП, глухота и немота, подергивания, мигрени, конвульсивные спазмы.

Родители чаще всего обращаются к врачам с поведенческими проблемами своего ребенка, проявляющимися ситуативно: безответственность по отношению к другим людям, неуправляемость, неусидчивость. В детских коллективах малышам сложно влиться в режим и коллектив, в школе у них низкие успехи в учебе и поведении.

Детский психиатр Е. И. Богданова предложила свою классификацию симптомов, необходимых для диагностирования этого тяжелого заболевания:

  • Невысокий или ниже среднего IQ.
  • Единая недоразвитость владения речью.
  • Примитивное и некритичное мышление.
  • Некоторый разлад в восприятии.
  • Всевозможные расстройства внимания.
  • Низкая производительность памяти.
  • Проблемы в чувствительной и волевой сфере.
  • Недоразвитость любознательности в широком смысле.

Более подробно в сети можно ознакомиться с диагностическими указаниями F7X.X согласно критериям МКБ-10.

Подходы в лечении

В зависимости от происхождения заболевания, лечение олигофрении проводится по разным схемам. Например, если причина болезни в нарушениях щитовидной железы, применяются йодсодержащие и гормональные препараты. А при фенилкетонурии умственную отсталость удается вылечить подобранной детским врачом диетой. В существующем разнообразии средств поможет разобраться только лечащий доктор.

Для стимуляции мозгового кровоснабжения и питания, познавательных способностей применяют ноотропы (пирацетам, гамма-аминомасляная кислота, пиритинол, гопантеновая кислота). То же воздействие оказывают витамины группы В и аминокислоты (глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин).

Для коррекции поведенческих проблем доктор подбирает антипсихотические препараты или успокоительные средства. Оптимальный результат приносит комплексный подход: лекарственная терапия и личностное обучение, в том числе с логопедами и психологами. Важно соблюдать прописанные дозировки и следить за появлением побочных эффектов. Врач поможет сменить лекарство или подкорректировать дозировку.

Народные рецепты

Если в попытке вылечить умственную отсталость использовать народные средства с выраженным воздействием на нервную систему, особенно у детей, то возникает риск психоза или поведенческих изменений. Обязательно проконсультируйтесь у грамотного специалиста.

Предупредительные меры

таблица проблем у ребенка с алкогольным синдромом

Доказано, что употребление алкоголя и наркотических веществ будущим отцом повышает риск рождения ребенка-олигофрена. Нужно учесть, что многие профессиональные вредности будущих родителей тоже могут спровоцировать умственную отсталость ребенка.

Полезно выявить и вылечить все хронические болезни и инфекции, проконсультироваться у генетика (ген олигофрении довольно часто наследуется, как в первом поколении, так и в следующих), повышать свою медицинскую грамотность. Здоровый образ жизни, выполнение рекомендаций гинеколога снизит шансы на возникновение патологии у малыша.

Новорожденного ребенка должен периодически осматривать педиатр, а заметив малейшие странности в развитии, лучше перестраховаться и обратиться к психоневрологу.

Возможности социализации

Изоляция «особенных детей» от обычных приводит к тому, что дети с легкой формой отсталости окончательно дезадаптируются. А здоровые дети не встречают в повседневности подобных им людей и зачастую не знают, как на них реагировать, не понимают суть их проблем и состояния.

Общество тоже постепенно пересматривает свое отношение к «не таким, как все». Довольно часто ребенка, страдающего олигофренией, не берут в сад или обычную школу и предлагают обучаться в специализированном учреждении или лечиться.

Но ведь возможность жить социальной жизнью, развиваться и работать у людей с олигофренией зависит от совместных усилий родителей, врачей, педагогов специализированных учебных и коррекционных заведений, училищ, мастерских, общества в целом.

Правильное лечение легкой умственной отсталости помогает добиться самостоятельности, при этом люди могут быть семейными и иметь профессию. Отсутствие воспитания, реабилитации и медицинского ухода приводит к разложению и потере личности олигофренов, они злоупотребляют алкоголем, могут быть вовлечены в криминал и стать социально опасными. Случаи средней и тяжелой умственной отсталости требуют обязательного ухода и медицинского контроля над пациентом.

Ссылка на основную публикацию