У неспециалиста словосочетание «умственная отсталость» зачастую вызывает неприятные ассоциации.
Люди, у которых диагностирована олигофрения, зачастую живут изолированно от общества, хотя на западе они нередко хорошо социализированы. При легкой степени умственной отсталости у человека вы даже не отличите его от полностью здорового собеседника.
Содержание статьи
- 1 Вопросы терминологии
- 2 Распространенность
- 3 Детская олигофрения
- 4 Степени заболевания
- 5 Отличительные черты
- 6 Источник проблемы
- 7 Как отличить и правильно диагностировать болезнь
- 8 Особенности диагностики
- 9 Тревожные сигналы
- 10 Подходы в лечении
- 11 Народные рецепты
- 12 Предупредительные меры
- 13 Возможности социализации
Вопросы терминологии
Определение умственной отсталости (с древнегреческого олигос переводится как «немного», а френос — как «ум», по-другому ее называют малоумием или олигофренией (авторство термина принадлежит Эмилю Крепелину) звучит как сложное психопатологическое состояние, при котором задерживается или останавливается интеллектуальное развитие, сужаются функции ЦНС.
Проявляется оно в интеллектуальной (чаще всего в абстрактном мышлении) и эмоционально-волевой сфере, также страдает моторика. Олигофрения бывает врожденной, но может развиваться при серьезных травмах оболочки головного мозга или нарушениях в сосудистой системе.
Врожденное малоумие отличают от приобретенной деменции (с латыни приставка де переводится как «движение вниз», а менс — как «разум»). Нормальные интеллектуальные способности ухудшаются после перенесенных инсультов, травм, инфекционных осложнений, из-за алкоголизма и наркомании, серьезных заболеваний психики, а также в пожилом возрасте.
Пациенты же с олигофренией так и не развиваются до уровня нормы, самостоятельная социальная жизнь становится невозможной. Их эмоциональные проявления не так разнообразны и полны, но они также испытывают привязанность и отчуждение, грустят и ощущают счастье.
От деменции это состояние отличается стабильностью. Обучение и воспитание может даже постепенно улучшить интеллектуальные качества. Если умственная отсталость умеренная, показано посещение коррекционных классов с определенными программами обучения.
Распространенность
Часто ли встречается это состояние, определить довольно сложно: в разных странах отличаются определения, лояльность социума к нему, доступность медицинского обслуживания. Около 1% людей в развитых индустриальных странах имеют олигофрению, но большинство — в легкой форме.
Средняя степень встречается в 10%, тяжелая — в 4%, глубокая — в 1%. Немного чаще ее обнаруживают у мужчин, чем у женщин.
Детская олигофрения
Умственная отсталость у детей считается скорее особенным состоянием психики с заторможенными функциями ЦНС, при этом интеллектуальные качества не превышают уровень биологических возможностей. Важно реально оценивать ситуацию, чтобы умственно отсталый ребенок максимально вписался в социальную жизнь. Для этого нужна благоприятная образовательная среда и наблюдение у психотерапевта с непосредственным участием родителей.
Незнание тонкостей состояния олигофренов вызывает ошибочное мнение, что интеллектуально недоразвитые дети не могут общаться. Изучение того, как они развиваются и чувствуют себя в обществе, находится в зачатке.
Прямой педагогический интерес вызывает то, как они устанавливают контакт и общаются между собой и другими людьми.
Степени заболевания
Основной симптом умственной отсталости — снижение интеллекта. В зависимости от степени его снижения, различают легкую, среднюю и тяжелую форму недуга (согласно общепринятой психиатрической классификации). Степени умственной отсталости определяются количественно по коэффициенту интеллекта, есть ряд специальных психологических тестов.
Умственная отсталость легкой степени определяется показателями IQ в пределах 50-69. Эта степень умственной отсталости называется еще дебильностью. Если ребенку поставлен диагноз умственной отсталости в легкой степени, ему тяжело учиться и сосредотачиваться, хотя память обычно в норме.
Зависимость от родителей и наставников делают его пугливым, необщительным, различать чужие эмоции становится все сложнее. Или напротив, малыш может привлекать к себе внимание какими-то эксцентричными выходками.
Умеренная степень умственной отсталости почти всегда осознается пациентами как разница между ними и здоровыми людьми, ее стараются скрыть от окружающих.
IQ между 35-49 говорит об умственной отсталости средней степени (имбецильности). При этом состоянии постоянно нужен присмотр и уход, поддержка и коррекция, самостоятельными такие пациенты быть не могут, умение сосредотачиваться на чем-то у таких людей почти нулевое.
Но они привязываются, понимают, когда их хвалят или ругают, владеют простыми навыками ухода за собой, иногда читают, пишут, делают несложные вычисления.
При IQ 20-34 ставится диагноз тяжелая умственная отсталость или идиотия. В этих случаях умственная отсталость глубокая: пациенты не владеют речью и необучаемые, плохо управляются с моторикой, движения их часто хаотичны, ухаживать за собой в быту не могут. Эмоциональный фон сводится к примитивным реакциям на раздражители.
Больным нужен круглосуточный присмотр в специализированных учреждениях. Идиотии всегда сопутствуют патологии функциональной недостаточности ЦНС — повреждения черепа, ослабления мышц, параличи, анатомические изменения скелета и т. д. МКБ-10, кроме вышеперечисленных, выделяет еще глубокую идиотию — уровень IQ менее 20 пунктов.
Дополняет и расширяет эти классификационные системы типология состояний М. С. Певзнер, разработанная в результате многих лет исследований и клинических наблюдений. Согласно ей, олигофрения бывает:
- Без осложнений.
- Осложненная нарушением возбудимости и торможения.
- Вместе с аналитическими нарушениями.
- С проявлением психопатии в поведении.
- С явным лобным дефицитом.
Дети с умственной отсталостью второй и третьей степени получают группу детской инвалидности, их полностью содержит государство.
Отличительные черты
Рассмотрим, каковы особенности детей с умственной отсталостью. Олигофрены растут зачастую уязвимыми, тревожными, имеют склонность к энурезам. Все проявления у них неестественно вялые, интерес к среде отсутствует, эмоциональная связь с другими слабая. Слабые эмпатия и спонтанность мешают получать социальный опыт, даже путем подражания.
Ребенок дошкольного возраста с умственной отсталостью обрывочно воспринимает речь, нуждается в большем повторении материала или ситуаций для получения того или иного умения.
Чувствительное восприятие олигофренов очень суженное. Они очень поздно начинают лепетать, могут не начать разговаривать даже к пятилетнему возрасту. Им особенно сложно дается абстрактное мышление, использование образов в голове, чаще они непроизвольно запоминают наиболее впечатляющие моменты или события.
Произвольная память формируется значительно позже.
Также симптомы умственной отсталости проявляются в пассивности воли и незрелости эмоционального фона: дети не умеют проявлять инициативу, владеть собой, импульсивны и внушаемы.
Источник проблемы
На формирования интеллекта влияют наследственность и окружающая среда. Случаи олигофрении в семейном анамнезе — это большой риск ее наследования (более 50%). Но причины возникновения умственной отсталости не заключаются лишь в генетике. Источник 80% нарушений точно выяснить нельзя. Возможные причины умственной отсталости у детей:
- Генетические болезни нервной и обменной систем (кретинизм, фенилкетонурия, резус-конфликт), хромосомные патологии (в норме каждая новая клетка, разделяясь, получает 23 хромосомы, их постоянное количество — 46. При синдроме Дауна, например, их 47, так как 21-я пара не разделяется).
- Внутриутробные инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), влияние токсических и наркотических веществ, некоторых медикаментов, ионизирующего излучения, тяжелый токсикоз, патология плаценты.
- Существенная недоношенность.
- Осложненный ход родов (последствия наложения акушерских щипцов, удушье, беременность с несколькими плодами, травмы).
- Нейроинфекции (нейроэнцефалопатия, токсоплазмоз, сифилис, гепатит).
Также среди причин умственной отсталости в раннем периоде нужно отметить недостаток внимания и социализации, психическое и эмоциональное одиночество, несбалансированное питание в первые годы развития. Выделяют и умственную отсталость неясного происхождения.
Как отличить и правильно диагностировать болезнь
Признаки умственной отсталости у детей должны рассматриваться очень тщательно, ведь этот диагноз влияет на дальнейшую жизнь человека. Важно не спутать ее с другими психическими заболеваниями.
Например, дети, страдающие ранней шизофренией, имеют частичную и обрывочную задержку в развитии и ряд особенных признаков: преувеличенную фантазию, впадение в ступор, аутизм. А маленькие пациенты с детским приобретенным слабоумием переживают насыщенные эмоции, владеют неплохим лексическим запасом и умеют мыслить абстрактно.
Большой процент случаев олигофрении распознается в раннем возрасте. Генетически обусловленную отсталость выявляют скрининговыми обследованиями внутриутробно (к примеру, трисомию по 21-й хромосоме).
Очень важно с рождения наблюдаться у педиатра, это поможет обнаружить и предотвратить многие проблемы. Например, если ребенок родился с фенилкетонурией, интеллект не пострадает, если начать лечить болезнь в 2-3 месяца.
Особенности диагностики
Педиатр для уточнения диагноза выпишет направление к неврологу, на анализы крови и мочи, может быть, на ЭЭГ. Детей постарше осматривают психолог, детский психоневролог или психиатр, оценивая уровень развития психики и интеллекта. При любой странности в развитии растущего ребенка лучше посетить специалиста.
Стандартные тесты лишь поверхностно оценивают умственные качества, ведь на их выполнение воздействуют самочувствие, моторные или чувственные нарушения, культурные и расовые особенности, языковые познания. Кроме тестов есть схемы выявления болезни, учитывающие ряд симптомов.
Своевременная диагностика и лечение умственной отсталости повышают шансы ребенка на самостоятельную взрослую жизнь в будущем.
Тревожные сигналы
Отставание интеллекта, несамостоятельность, неумение себя обслужить заметны уже в дошкольниках. Однако при легкой форме такие признаки не проявляются до школы. Намного ярче они заметны в умеренных и тяжелых случаях патологии, а также, если проявляются другие физические нарушения либо особенности: ДЦП, глухота и немота, подергивания, мигрени, конвульсивные спазмы.
Родители чаще всего обращаются к врачам с поведенческими проблемами своего ребенка, проявляющимися ситуативно: безответственность по отношению к другим людям, неуправляемость, неусидчивость. В детских коллективах малышам сложно влиться в режим и коллектив, в школе у них низкие успехи в учебе и поведении.
Детский психиатр Е. И. Богданова предложила свою классификацию симптомов, необходимых для диагностирования этого тяжелого заболевания:
- Невысокий или ниже среднего IQ.
- Единая недоразвитость владения речью.
- Примитивное и некритичное мышление.
- Некоторый разлад в восприятии.
- Всевозможные расстройства внимания.
- Низкая производительность памяти.
- Проблемы в чувствительной и волевой сфере.
- Недоразвитость любознательности в широком смысле.
Более подробно в сети можно ознакомиться с диагностическими указаниями F7X.X согласно критериям МКБ-10.
Подходы в лечении
В зависимости от происхождения заболевания, лечение олигофрении проводится по разным схемам. Например, если причина болезни в нарушениях щитовидной железы, применяются йодсодержащие и гормональные препараты. А при фенилкетонурии умственную отсталость удается вылечить подобранной детским врачом диетой. В существующем разнообразии средств поможет разобраться только лечащий доктор.
Для стимуляции мозгового кровоснабжения и питания, познавательных способностей применяют ноотропы (пирацетам, гамма-аминомасляная кислота, пиритинол, гопантеновая кислота). То же воздействие оказывают витамины группы В и аминокислоты (глутаминовая и янтарная кислоты, церебролизин).
Для коррекции поведенческих проблем доктор подбирает антипсихотические препараты или успокоительные средства. Оптимальный результат приносит комплексный подход: лекарственная терапия и личностное обучение, в том числе с логопедами и психологами. Важно соблюдать прописанные дозировки и следить за появлением побочных эффектов. Врач поможет сменить лекарство или подкорректировать дозировку.
Народные рецепты
Если в попытке вылечить умственную отсталость использовать народные средства с выраженным воздействием на нервную систему, особенно у детей, то возникает риск психоза или поведенческих изменений. Обязательно проконсультируйтесь у грамотного специалиста.
Предупредительные меры
Доказано, что употребление алкоголя и наркотических веществ будущим отцом повышает риск рождения ребенка-олигофрена. Нужно учесть, что многие профессиональные вредности будущих родителей тоже могут спровоцировать умственную отсталость ребенка.
Полезно выявить и вылечить все хронические болезни и инфекции, проконсультироваться у генетика (ген олигофрении довольно часто наследуется, как в первом поколении, так и в следующих), повышать свою медицинскую грамотность. Здоровый образ жизни, выполнение рекомендаций гинеколога снизит шансы на возникновение патологии у малыша.
Новорожденного ребенка должен периодически осматривать педиатр, а заметив малейшие странности в развитии, лучше перестраховаться и обратиться к психоневрологу.
Возможности социализации
Изоляция «особенных детей» от обычных приводит к тому, что дети с легкой формой отсталости окончательно дезадаптируются. А здоровые дети не встречают в повседневности подобных им людей и зачастую не знают, как на них реагировать, не понимают суть их проблем и состояния.
Общество тоже постепенно пересматривает свое отношение к «не таким, как все». Довольно часто ребенка, страдающего олигофренией, не берут в сад или обычную школу и предлагают обучаться в специализированном учреждении или лечиться.
Но ведь возможность жить социальной жизнью, развиваться и работать у людей с олигофренией зависит от совместных усилий родителей, врачей, педагогов специализированных учебных и коррекционных заведений, училищ, мастерских, общества в целом.
Правильное лечение легкой умственной отсталости помогает добиться самостоятельности, при этом люди могут быть семейными и иметь профессию. Отсутствие воспитания, реабилитации и медицинского ухода приводит к разложению и потере личности олигофренов, они злоупотребляют алкоголем, могут быть вовлечены в криминал и стать социально опасными. Случаи средней и тяжелой умственной отсталости требуют обязательного ухода и медицинского контроля над пациентом.