Задержка речевого развития у детей 3 лет: причины и методы коррекции

С чем связаны задержки речевого развития у детей 3 лет

девочка закрыла рот руками

Ребенок познает окружающий мир с момента своего рождения. Если роды прошли без особенностей, и малыш развивается соответственно возрасту, то родители, чаще всего, не обращают внимания на некоторое отставание в речи.

Тревогу начинают бить уже ближе к 3 годам, а то и позже. После посещения невролога и логопеда диагноз ЗРР кажется приговором. Причины задержки речевого развития у детей могут быть разными. Главное вовремя поставить диагноз и начать коррекционную работу с дефектологом.

Содержание статьи

Что означает задержка речи

Отставание ребенка в овладении речью при сохранном интеллекте и без психических отклонений называется задержкой речевого развития. Родители должны понимать, что такое речевая задержка, и насторожиться, если малыш молчит в три года, у него наблюдается отсутствие фраз, связной речи, ограниченный словарь, нежелание называть предметы или игрушки, повышенная возбудимость или заторможенность. При наличии таких симптомов необходимо обратиться к специалистам, пройти медицинское обследование.

Обычно речевую задержку диагностируют у детей в возрасте 3 лет. Чаще всего она отмечается у мальчиков, но и девочки подвержены данному заболеванию. При этом в поведении наблюдаются заметные отклонения от нормы. Это может выражаться в гиперактивности, неумении сосредоточиться на определенном занятии, повышенной утомляемости.

Малыш не может самостоятельно есть, брать в руку ложку или вилку, неверно держит карандаш, неуклюж, часто падает. При отсутствии коррекционной работы отставание может перерасти в задержку психо-речевого развития. ЗПРР тяжелее поддается коррекции.

Как видите, особенности в лечении задержек в речевом развитии у детей зависят от правильной диагностики и внимательности родителей.

Нормы речевого развития

Прежде чем ребенок овладевает речью, он проходит несколько трудных этапов. Становление речи протекает индивидуально.

Отставание на 4-5 месяцев от сверстников не означает задержку, но в подобных случаях необходимо обращать на этот факт внимание.

Нормой считается, если:

  • К четырем месяцам малыш узнает маму, улыбается, гулит, плачет, если его не берут на руки.
  • У ребенка хорошо развиты хватательные рефлексы.
  • В год у него имеется не менее 10 слов в обиходе. Они могут быть сокращенными, состоять из слогов, однако, малыш должен понимать их значение, показывать, реагировать на правильное произнесение взрослыми (принеси мяч, подай куклу).
  • К 2 годам словарь заметно расширился (до 150 слов). Ребенок произносит фразы, короткие предложения.
  • В 2 с половиной года употребляет прилагательные, знает собственное имя, в словаре до 300 слов, пытается задавать вопросы.
  • В 3 года дети уже в достаточной мере овладевают связной речью, используют предлоги, правильно используют окончания, строят предложения из нескольких слов. Посторонний человек должен понимать, что говорят дети в этом возрасте.
  • В 4 года допустимо неумение верно произносить некоторые звуки. Малыш отвечает на вопросы, составляет небольшой рассказ из простых предложений, знает собственное имя и имена родителей.
  • К 5 годам присутствует связная речь, употребляются предлоги, местоимения, глаголы. Ребенок должен изменять существительные по родам, числам, падежам, знать основные и оттеночные цвета, геометрические фигуры, названия животных, их детенышей, ориентироваться в пространстве.

Система определения развития речи весьма относительна. Дети овладевают этими процессами по-разному.

Необходимо учитывать некоторые особенности: обстановка, в которой воспитывается малыш, его характер, активность, наследственные факторы.

Однако примерная схема поможет определить наличие тех или иных отклонений и обратиться за помощью в случае несоответствия уровням развития. Непонятная невнятная речь у детей в трехлетнем возрасте, которую не в силах разобрать даже родители, требует внимания и контроля у дефектолога.

Причины задержки речевого развития

Специалисты затрудняются однозначно ответить, что именно является причиной речевой задержки. Выделяют физиологические и социальные факторы.

К физиологическим относят:

  • внутриутробные инфекции, травмы, кислородное голодание, перенесенные тяжелые заболевания, операционное вмешательство;
  • токсикоз беременности;
  • патологии органов артикуляции (неба, губ, языка);
  • нарушения слуха и зрения;
  • наследственная предрасположенность;
  • частые простудные заболевания;
  • органическое поражение мозга;
  • аутизм, детский церебральный паралич, задержка психического развития.

Данные нарушения влияют на общее состояние организма, ослабляют его, осложняя коррекцию речи. Преодолеть их не всегда представляется возможным. В таких случаях действовать нужно комплексно, лечить с привлечением одновременно нескольких специалистов.

Лечение задержки речевого развития будет более успешным при выяснении причины возникновения заболевания. Здоровье ребенка зависит от матери.

Во время беременности женщина может перенести ряд заболеваний, инфекций, оказывающих влияние на формирование органов плода, развитие головного мозга, нервной системы.

Курение, употребление алкоголя, прием антибактериальных препаратов сказываются на формировании организма.

девочка закрыла уши руками, родители кричат

К социальным факторам относят:

  • отсутствие внимания со стороны взрослых;
  • невнятная и слишком громкая речь родителей, ограничение общения, замещение его телевизором, компьютером;
  • отсутствие мотивации к познаванию окружающего мира (когда родители исполняют любую прихоть ребенка), гиперопека;
  • воспитание в двуязычной семье;
  • чрезмерное давление со стороны взрослых, принуждение к занятиям, оказывающим отрицательное влияние на желание говорить;
  • педагогически запущенный ребенок.

В случае отсутствия физических отклонений вовремя начатое лечение дает хорошие результаты. Задержка речевого развития у детей 3 лет поддается коррекции лучше, чем если она будет проводиться гораздо позже. Занятия могут проводиться в любом возрасте. И в 4 года, и в 5 лет они помогут ребенку начать общаться.

Но, если родители не обратились за помощью и малыш достиг семилетнего возраста, вероятность отставания от сверстников увеличивается. Школьная программа окажется непосильной для детей с задержкой речевого развития. В таких случаях предлагается посещение вспомогательной школы и обучение по специальной программе.

Признаки задержки речевого развития

девочка сидит рядом со школьной доской

Основными отклонениями от нормы считаются:

  • отсутствие активности в доречевом периоде, вялая реакция на появление родителей, гуление и лепет начинаются значительно позже 4 месяцев или вовсе не появляются;
  • слабая реакция на посторонние звуки в год;
  • нежелание жевать твердую пищу (ребенок давится, если еда не перетерта) в возрасте полутора лет;
  • эхолалия (неосознанный повтор звуков и слов за взрослыми);
  • отсутствие навыка показа по образцу в 1,5-2 года;
  • бедный словарный запас к 2 годам или отсутствие такового;
  • непонятная для окружающих речь к 3 годам;
  • отсутствие фразовой речи;
  • неумение составлять простые предложения к 3 годам;
  • замена речи жестикуляцией;
  • ускоренная или замедленная невнятная речь;
  • слюнотечение, открытый рот (в связи со слабостью артикуляционных органов и наличия парезов);
  • к 5 годам нет фразовой речи, присутствует жестикуляция, отстраненность.

Подобные симптомы проявляются с 2-х лет. Отсутствие динамики в развитии и присутствие хотя бы одного признака должны послужить причиной тревоги. Особенного внимания заслуживают пятилетние дети. Этот возраст считается старшим дошкольным. Не говорящий ребенок не сможет полноценно развиваться рядом с остальными детьми.

Диагностика речевой задержки

ребенку проводят обследование мозга

Присутствие вышеперечисленных отклонений должно насторожить родителей. Не стоит думать, что, если кто-то из взрослых в детстве молчал в 4, 5 лет, а потом резко заговорил, то же произойдет и с ребенком. Случаи были, но не нужно рисковать напрасно. Упущенное время для занятий и лечения задержки речевого развития может пагубно сказаться на будущем малыша.

Для подтверждения диагноза необходимо посетить ряд специалистов. Среди них обязательно должен присутствовать педиатр, невролог, лор, логопед, психолог. Они проводят подробное изучение истории болезни.

Медицинское обследование поможет обнаружить физиологические патологии, даст возможность оценить состояние мозговой активности, микропоражений, наличие тугоухости и других заболеваний, способствующих появлению задержки речевого развития у детей. На основании анамнестических данных и заключения лечащего врача логопед проводит собственный осмотр.

Специалист должен оценить состояние артикуляционного аппарата, моторики, ориентацию в пространстве, уровень коммуникации, наличие словаря. Исключаются психические расстройства (аутизм), нарушения интеллекта (олигофрения). Только после проведенного медико-педагогического обследование можно приступать к коррекции.

Логопед занимается постановкой отсутствующих звуков, развитием фонематического слуха, связной речи, учит пересказывать короткие рассказы, описывать картинки. Наиболее эффективными будут занятия с дефектологом.

При полном отсутствии речи нет смысла ставить звуки. Прежде всего, необходимо побудить малыша к общению. Научить оперировать звуками, словами, показать, что гораздо проще получить желаемое, если это проговорить, а не требовать, истерично топая ногами.

Коррекционно-развивающая работа

ребенок занимается с дефектологом

На основе выявленной причины возникновения отставания речи дефектолог строит свои занятия. В случаях педагогической запущенности или отрицательной социальной обстановки, в которой находятся дети с задержкой речевого развития, необходимо создать благоприятный фон, настроить малыша на работу, вызвать интерес к происходящему.

По возможности следует проговаривать с ним каждое действие, предмет, звук. Наиболее эффективным будет подбор демонстрационного материала, карточек с изображениями, звуковое сопровождение, обыгрывание сказок.

Основной упор делается на развитие познавательных процессов, внимания, памяти, игровой деятельности, вызывание речи. Ребенок не должен получать отрицательные эмоции от занятий. Так как дети познают окружающий мир через игру, то его следует учить не просто манипулировать игрушками, а устраивать сюжетно-ролевые игры. Малыш должен с удовольствием включаться в процесс.

При обнаружении нарушений работы мозга детский невролог назначает препараты, стимулирующие активность речевых зон. В комплексной терапии используется массаж, магнитотерапия, электрофорез. Психолог оценит состояние, поможет справиться с комплексами, ведь ребенок начинает осознавать, что не такой, как остальные.

Неумение общаться со сверстниками не дает ему в полной мере преодолеть психологический барьер, что сказывается на результатах работы. Такие дети играют обособленно. Попытки наладить контакт с другими приводят к полному отстранению.

И все же основной труд ложится на плечи родителей. Они больше времени проводят с ребенком. Проконсультировавшись с дефектологом, психологом и другими врачами, они должны понимать, что от их заинтересованности зависит будущее любимого чада.

Специалисты предлагают домашние задания, рекомендуют упражнения, направленные на устранение проблемы. Работая слаженно, уже через несколько занятий можно увидеть положительную динамику. Обычно уже к школе такие дети прекрасно разговаривают, а по развитию даже превосходят сверстников.

Рекомендации для родителей

девочка рисует вместе с мамой

После постановки диагноза мамы и папы не должны впадать в панику. После консультации со специалистом, правильных занятий задержка речевого развития у ребенка может быть устранена в кратчайшие сроки.

Обращение к специалистам поможет избежать осложнений и добиться полного излечения.

Чтобы помочь ребенку настроиться позитивно, следует придерживаться простых правил:

  • нельзя все время одергивать малыша, делать акцент на дефекте;
  • побуждать к занятиям, но не заставлять;
  • проговаривать каждое действие по несколько раз, показывать, как правильно;
  • разрешать крохе участвовать в мытье посуды, уборке, давать больше самостоятельности;
  • не использовать сложные предложения, обороты;
  • читать и заучивать короткие стихи, потешки, поговорки, петь песенки;
  • желательно меньше проводить времени за просмотром телевизора, компьютера;
  • развивать силу выдоха специальными упражнениями;
  • каждый день выполнять артикуляционную гимнастику, стоя перед зеркалом;
  • играть в игры для развития мелкой моторики с помощью подручных средств: круп, фасоли, шишек, массажных мячиков;
  • хвалить ребенка, даже если у него не получается выполнять упражнения.

Профилактические меры

мама и дети прыгают на мячах-прыгунах

Появление малыша в семье означает еще и большую ответственность. Дети требуют постоянного внимания. Нужно быть готовым ко многим трудностям. Общение и близость с ребенком помогут избежать отставания в развитии и предупредить задержку.

Больше играйте с ним в подвижные игры, уделяйте внимание разным мелочам, объясняйте, почему стало темно или куда летит птичка. Предлагайте лепить из теста, пластилина, рисовать, раскрашивать, вместе рассматривать и читать детские книги. Уберите бесполезные мягкие игрушки. Приобретите конструктор, пазлы, кубики, головоломки.

Если же заболевание проявилось, не показывайте, что малыш не такой, как остальные. Чем раньше будут начаты занятия, тем быстрее ребенок заговорит. Не оттягивайте консультацию с врачами, логопедом. Своевременная комплексная помощь поможет преодолеть задержку речевого развития.

Ссылка на основную публикацию