Дети с ограниченными возможностями здоровья

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

дети с ограниченными возможностями здоровья

На сегодняшний день каждый десятый человек на планете (в сумме это свыше 500 млн. людей) страдает от тех или иных ограничений в повседневной жизнедеятельности. Они могут касаться психических, физических нарушений и дефектов.

Несмотря на достижения современной науки и медицины, число лиц, страдающих этими расстройствами, растет. Это связано с некачественным питанием, нестабильной психологической средой (войнами, конфликтами, терактами), плохой экологией, вредными привычками и т. д. В нашей стране дети с нарушениями тоже не редкость.

Общество должно воспринимать их как равных и помочь адаптироваться к окружающей среде. Только в этом случае больной, пребывая среди других людей, сможет почувствовать себя полноценным членом общества.

Содержание статьи

Кто такие дети с ОВЗ

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья? На самом деле, это целая группа лиц, страдающих от тех или иных патологий. В различных источниках понятие “ОВЗ” трактуется неодинаково. В общем, оно означает определенные отклонения физического и психического здоровья от нормы.

Это комплекс врожденных и приобретенных дефектов, мешающих выполнять некоторые жизненно важные функции, влияющих на самооценку и социальную адаптацию. Многие люди с ОВЗ нуждаются в посторонней помощи даже в ходе выполнения простейших действий (одевание, мытье, чистка зубов, письмо и чтение).

Дети, страдающие от стойкого нарушения, воспринимаются обществом по-разному. Окружающие реагируют на их появление в социуме неодинаково: кто-то жалеет, кто-то презирает, кто-то помогает во всем.

Но времена меняются, и если лет 10 назад такие детки обществом недооценивались, не воспринимались как полноценные его члены, то сегодня люди реагируют на них вполне адекватно и помогают адаптироваться. Более того, для детей с нарушением функций организма и психики создаются необходимые условия, с помощью которых они могут обучаться, развлекаться, лечиться и т. д.

Но как ощущают себя сами дети, относящиеся к данной категории? Опытные специалисты в сфере психологии утверждают, что они сталкиваются с колоссальным психологическим барьером и могут считать себя ненужными даже в собственной семье.

ОВЗ и современное общество

хоровод бумажных детеи с ограниченными возможностями здоровья

Задача современного общества состоит в том, чтобы помочь им понять собственную важность в этом мире и приносить ему пользу, даже будучи физически и психически ограниченным. К группе ОВЗ относятся дети, которые имеют следующие дефекты:

  • проблемы со слухом (глухота, слабый слух);
  • трудности со зрением (слепота, недостаточно развитая зрительная функция);
  • нарушения речевой опции (афазия, выраженное заикание, алалия);
  • недоразвитый интеллект, умственная отсталость;
  • задержка психического развития;
  • нарушения опорно-двигательной системы, детский церебральный паралич;
  • трудности в эмоционально-волевой сфере;
  • наличие группы инвалидности;
  • множественные нарушения, представляющие собой сочетания нескольких патологий.

Если человек возрастом до 18 лет страдает от какой-либо из приведенных патологий, его можно относить к категории «дети с ОВЗ». Отметим, что к данной группе нельзя относить индивидуумов, которые плохо усваивают школьную программу и являются физически и психически здоровыми.

Виды ограничений

Диагноз “ОВЗ” порой вызывает у родителей и окружающих людей настоящую панику. Им на ум сразу приходит «овощ», который не в состоянии сам себя обслужить, не способный взаимодействовать с окружающей действительностью. Порой даже опытные педагоги отказываются от работы с такими «трудными» воспитанниками.

Но вопреки общераспространенному убеждению, наличие данного диагноза – не повод браться за голову и избегать общения с представителями той или иной категории детей с ОВЗ.

Классификация детей с ограниченными возможностями позволяет выделить следующие группы:

  • с нарушением слуховой функции;
  • с проблемами нарушения зрения;
  • с болезнями опорно-двигательного аппарата;
  • с трудностями в плане психического развития, умственной отсталости;
  • с поведенческими негативными реакциями;
  • с сочетанными патологиями.

Характеристики деток с ОВЗ во многом зависят от ряда показателей, из которых определяющую роль играет непосредственно сам дефект, ведь от него зависит дальнейшая жизнь больного. Для каждой из этих групп система предусматривает специальные обучающие схемы. В итоге, малыш может избавиться от дефекта или хотя бы уменьшить его проявления.

Зачастую детки, страдающие от подобных недугов, воспринимают информацию намного лучше, нежели их здоровые сверстники. Как показывает практика, умственные способности таких индивидуумов превосходят навыки и знания обычных школьников вдвое и более, ведь они много читают, стремятся развивать в себе таланты, а в связи с ограничением в одних сферах они концентрируются на других и добиваются в них колоссального результата.

Причины стойких расстройств здоровья

понятие инвалид
Есть несколько групп причин, в связи с которыми на свет рождаются дети с ОВЗ:

Эндогенные (это категория внутренних факторов):

  • предварительные (связаны с наследственными факторами, нервными срывами, травматизмом);
  • натальные (если говорить о состояниях, которые возникли в момент родовой деятельности, к ним относятся осложненные или чрезмерно быстрые роды);
  • постнатальные, которые связаны с заболеваниями или последствиям травм, а порой заключаются в инфекционных поражениях.

Экзогенные (это внешние причины), которые зачастую носят социально-биологический характер и обусловлены состоянием экологии, наличием у родителей вредных привычек.

Врач должен определить, что именно поразило ребенка, чтобы принять соответствующие меры по лечению.

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

У представителей данной группы имеется определенная психолого-педагогическая характеристика. Она включает в себя следующие моменты:

  1. Недостаточно высокий уровень развития восприятия. Этот аспект состоит в необходимости более продолжительного времени для приема и переработки полученного материала. Дети имеют недостаточное количество знаний об окружающем мире, а также испытывают затруднения в процессе узнавания контурных и схематичных изображений объектов.
  2. Когда в детских садах даются определенные задания, обнаруживается, что у детей в ОВЗ наблюдаются недостаточное пространственное представление, невозможность проведения аналитических мероприятий, рассмотрения тождественности и симметричности, соединения нескольких фактов в единое целое.
  3. Важно понимать, что такие детки испытывают трудности в процессе переключения с одного вида деятельности на другой. У них недостаточно организовано внимание, что вызвано недоразвитостью интеллектуальной активности, несовершенством навыка самоконтроля и самообладания, отсутствием чувства ответственности.
  4. Дефекты памяти. Они заключаются в том, что функция словесного запоминания работает плохо, а визуальная память над ней значительно преобладает.
  5. Особенности поведения больного состоят еще и в том, что у него снижен познавательный аспект. Он не интересуется окружающим миром, не умеет выстраивать гипотезы и теории, отчего знает меньше своих сверстников.
  6. Ребенок, у которого то или иное заболевание ограничивает возможности, страдает от отставания в наглядно-образном и наглядно-действенном мышлении.
  7. Если понаблюдать за здоровыми детками и представителями группы ОВЗ, можно заметить, что обычные дети имеют более выраженную тягу к общению со сверстниками и взрослыми, нежели больные (последние больше являются интровертами).
  8. Отсутствие игровой деятельности – еще один момент, характеризующий ребенка, ограниченного в функциях. Сюжеты игры примитивны и банальны, как и игровые роли, способы их обыгрывания.
  9. Нарушение языковой системы у нездорового дошкольника – норма для такого состояния. Воспитателям и медикам приходится проделать колоссальную работу, чтобы обеспечить такому малышу нормальную речевую функцию.
  10. Невысокая работоспособность, возникшая вследствие быстрой утомляемости по причинам плохого здоровья.

Из-за этих особенностей дети страдают от недостаточности психологических предпосылок к овладению навыками обучения. Их потребности заключаются в том, чтобы были созданы оптимальные условия в сфере образования.

Работа с детьми с ОВЗ

Работа с детьми с ОВЗ в классе
Дети с ОВЗ обычно требуют особого подхода и должного внимания. На то, как будет развиваться больной ребенок, влияют вид и степень нарушения, а также время начала патологии, окружающая среда, условия жизни. При каждом из вариантов дефектов производится выбор индивидуальной программы. Но основные аспекты образовательной среды следующие:

  • мотивация, способствующая формированию у ребенка интереса к окружающей действительности и учебному процессу;
  • развитие – необходимо создание единого пространства сотрудничества и совместного творчества;
  • построение взаимодействия, способствующее развитию социальных навыков, а также оказание помощи в процессе адаптации к условиям окружающего мира;
  • формирование психологического комфорта и безопасности.

Именно такое сопровождение детей позволит добиться оптимального результата обучения на всех его стадиях и стабилизировать общее состояние здоровья.

На начальных этапах немаловажную роль играет формирование интереса и готовности к сотрудничеству с воспитателем, преподавателем.

А школа для детей с подобными отклонениями затем обеспечит формирование нравственности, мировоззрения, гражданской позиции, творческих способностей.

Заключение

Немаловажную роль играет и семейное воспитание деток с этим диагнозом. В семейной обстановке следует создать специальные условия, в которых малыш будет проводить большую часть своей жизни.

Посредством целенаправленных действий родители смогут оказать колоссальное влияние на жизнедеятельность ребенка и его социальную адаптацию, а также на подготовку к последующей профессиональной деятельности.

Задача родителей – показать крохе устройство мира и помочь ему понять свое место в нем. А далее будут применены соответствующие педагогические методики, способствующие ускорению этого процесса.

В отношении больных детей обычно используется единый подход в комплексе, который включает в себя следующие направления:

  • психолого-медико-педагогическое диагностирование;
  • работа коррекционного и развивающего характера;
  • обеспечение своевременного лечения и укрепления здоровья.

Только такой подход позволит ребенку найти свои лучшие способности, получить достойное образование и добиться колоссального успеха во взрослой жизни. К ключевым задачам комплексного подхода к детям с ОВЗ можно отнести следующие направления:

  • развитие психофизических опций до оптимального уровня, что обеспечит полную готовность к учебе (это касается нормализации слуха, оптико-пространственного ориентирования, зрительной функции, мышц);
  • расширение кругозора ребенка с многосторонними представлениями об окружающих явлениях (все это позволит сознательно и обдуманно воспринимать учебный материал);
  • создание определенного социально-нравственного поведения, что обеспечит успешную адаптацию и позволит решать различные ситуации в жизни;
  • создание навыков и умений, нужных для осуществления той или иной деятельности;
  • развитие различных направлений мышления, что позволит трезво анализировать и оценивать ситуацию и чувствовать себя уверенно;
  • охрана соматического и психоневрологического здоровья малыша, предотвращение срывов и стрессов, обеспечение психологически комфортной обстановки;
  • предоставление системного контроля с использованием услуг специалистов: с ребенком должны работать опытные педагоги, дефектологи, психологи;

при необходимости должна быть оказана своевременная и качественная медицинская помощь.
Таким образом, дети с ОВЗ – это не проблема, а возможность развить в человеке Личность с большой буквы.

Ссылка на основную публикацию