Причины аутизма у детей, способы диагностирования и лечения

ребенок играет цифрами

Аутизм у детей является своеобразной патологией развития ребенка. В редких случаях аутизм диагностируется и у взрослых, но в легкой форме. Симптомы и лечение данного заболевания зависят от вида и степени тяжести.

Что такое аутизм

Что такое аутизм
Синдром аутизма чаще всего диагностируется у детей до трех лет. Именно в этом возрасте распознается некоторый уровень отстраненности ребенка от внешней среды, от окружающих людей, даже от родителей. При этом наблюдается ряд нарушений психического развития, а именно:

  • отсутствие навыков речи;
  • жестикуляция только при крайней необходимости;
  • скудность эмоций;
  • не реагирует на свое имя.

Постановка диагноза в детском возрасте (от 3 до 5 лет) имеет название «ранний детский аутизм» (РДА). В зависимости от состояния пациента, аутизм делится на несколько видов. Аутизм может иметь как наследственную, так и приобретенную природу.

Виды аутизма

Аутизм у ребенка классифицируется по тяжести течения и по природе развития заболевания:

  • синдром Аспергера;
  • синдром Ретта.

Так, легкая форма расстройства аутистического характера имеет название «синдром Аспергера». Данный вид заболевания свойственен проявлению в более позднем возрасте (старше 10 лет).

Синдром характеризуется хорошо развитым интеллектом (интеллект выше среднего уровня). Речь развита, но возможны нарушения в интонации и громкости при общении. Наблюдается нарушение в координации движений: неуверенная походка, широко расставленные руки.


Аутисты с синдромом Аспергера любят поговорить, но только на интересующие их темы, причем не обращают внимания на то, что собеседникам абсолютно не интересна тема разговора. Не способны договариваться и не принимают никаких условий компромисса. При должной терапии и психокоррекции страдающие Аспергером способны полностью социализироваться и стать полноценными членами общества, найти применение своим умственным способностям.

типы РАС по степени тяжести

Вторая разновидность аутизма более тяжелая. Это синдром Ретта. Причина этого синдрома исключительно генетическая: патология заключается в Х-хромосоме. Болеют исключительно девочки (1 случай на 10 тысяч девочек). К сожалению, такое генетическое заболевание у мальчиков приводит к нежизнеспособности плода.

  • Данный синдром проявляется такими признаками и проявлениями:
  • первые нарушения проявляются в возрасте от полугода до полутора;
  • в этом же возрасте наблюдается замедление роста объема головы;
  • нарушение движения рук (целенаправленность движений);
  • координация движений нарушена, снижен уровень двигательной активности;
  • утрата речевых навыков.

Также виды аутизма детей делятся в зависимости от возраста: аутизм раннего детского возраста, от года до 3 лет, дошкольников и  школьный аутизм.


В зависимости от того, в каком возрасте проявиться может патология, симптомы и проявления заболевания отличаются друг от друга. Также различают еще формы заболевания, при которых определяется уровень социальной адаптации:

  • отсутствие потребности в контактах с внешней средой (недостаточные навыки самообслуживания, замкнутость, молчаливость);
  • невосприимчивость окружающего мира (повышенная возбудимость, снижен инстинкт самосохранения; ребенок произносит звуки, повторяет действия);
  • погружение в собственный мир (внешний мир воспринимается, как фон, к родителям привязанность очень слабая);
  • практически полное отсутствие связи с обществом; любое вмешательство во внутренний мир провоцирует у аутиста пугливость, истощение, смену настроения.

Причины аутизма

Причины аутизма

Однозначного мнения по поводу причин развития аутизма нет, поэтому считается заболеванием невыясненной природы. Физическое здоровье маленьких аутистов отменное, отклонений в строении головного мозга также не наблюдается. При этом, в некоторых случаях все же прослеживается определенная зависимость других заболеваний с развитием аутизма:


  • туберкулезный склероз;
  • ДЦП;
  • краснуха у женщины во время беременности;
  • нарушение обмена веществ у беременной женщины (ожирение).

Также есть обоснованные данные по поводу того, что аутизм имеет наследственную природу. Риск развития у ребенка детского аутизма возрастает в разы, если в генеалогическом древе уже были такие случаи. Если патология приобретенная, то причиной ее возникновения по неподтвержденной теории считается введение малышу некачественных прививок. Это может быть некачественная вакцина, плохое самочувствие малыша во время прививки (высокая температура), аллергическая реакция. Но еще раз следует отметить, что связь между развитием аутизма и вакцинацией не подтверждена.

Симптомы и признаки аутизма

Как правило, первыми замечают необычное поведение ребенка родители, особенно хорошо видно отличие на фоне других деток. Малыши-аутисты могут подолгу играть с одной и той же игрушкой, не смотрят вам в глаза, проявляется отстраненность.

Существует установленная и утвержденная триада, которая позволяет заподозрить синдром аутизма:

  • нарушение коммуникации;
  • отсутствие интереса к познанию нового;
  • ограниченное взаимодействие с окружающим миром.

Проявления аутизма различаются в зависимости от возраста больного. Так, у детей возрастом до года в качестве ранних признаков отмечается скудность эмоций, отсутствие жестов, не реагирует на свое имя. Маленькие аутисты могут долго играть, не привлекая внимание родителей. Многих взрослых такое поведение радует («Какой спокойный ребенок!»), но, на самом деле, это повод для беспокойства. При этом, редко проявляется сочетание аутизма некоторым расстройством развития и сопровождается эпилептическими припадками.

признаки аутизма


В возрасте от года до 3 лет болезнь может характеризоваться такими признаками:

  • малыш все старается делать сам с целью достижения независимости;
  • избегает встречи взглядом с собеседниками;
  • в полтора года может перестать разговаривать или использует слова-неологизмы, говорит о себе в 3-ем лице;
  • в поведении наблюдаются крайности: слишком спокойны или чересчур активны;
  • ритмичные покачивания;
  • повторяет одни и те же действия – например, включает/выключает воду или свет (действия, которые не имеют социального смысла);
  • не заинтересован в контакте с другими детьми, может проявить агрессию;
  • не переносит (пугается) смены обстановки;
  • глаза широко расставлены, уменьшенный размер нижней части лица.

Аутизм дошкольного возраста имеет свои особенности:

  • невозможность адаптации в коллективе, сторонится других детей, добровольная изоляция, проблемы в социализации;
  • проявляет признаки перфекционизма (все вещи разложены по цветам, в определенном порядке);
    сторонится всех детей;
  • без должного лечения развивается речевая дисфункция (мутизм);
  • гиперактивность, неспособность усидеть на одном месте и другие подобные действия;
    нарушается мелкая моторика.


Симптомы и признаки аутизма у школьников:

  • проявляет способности к точным наукам, рисованию, музыке (савантизм);
  • на одном занятии внимателен (любимые уроки), а на других предметах не сосредоточен;
  • чтение вслух вызывает затруднения;
  • молчалив при общении со взрослыми и другими окружающими людьми, фразы скудные и односложные;
  • пищу выбирает не по принципу «вкусно/невкусно», а по цвету.

Диагностика аутизма

ранняя диагностика детского аутизма
В первую очередь, внимание родителей должно привлечь поведение малыша (например, не реагирует на свое имя, мало улыбается). В такой ситуации лучше сразу обратиться к педиатру за консультацией и как можно раньше провести полное обследование. От того, насколько быстро будет диагностирован синдром аутизма, зависит дальнейшее развитие ребенка-аутиста и его социализация в обществе. Диагностика проводится с участием таких специалистов как педиатры, психологи, психиатры, неврологи, логопеды.

Определить у ребенка аутизм можно с помощью целенаправленных методов диагностики − тестирования по специальным опросникам:

  1. ADOS;
  2. ADI-R;
  3. CARS;
  4. ABC;
  5. ATEC;
  6. ASSQ;
  7. CHAT;
  8. M-CHAT.

Если у родителей и лечащего педиатра возникли подозрения по поводу наличия аутизма у ребенка (например, задержка речи), то назначаются дополнительные методы обследования:


  • томография головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • осмотр гастроэнтеролога;
  • УЗИ головного мозга;
  • допплер сосудов шеи и головного мозга;
  • консультация генетика.

На основании полученных данных комиссия врачей ставит врач-диагност и принимает решение о назначении необходимой терапии.

Лечение детей с аутизмом

К сожалению, наука еще не изобрела волшебную таблетку от аутизма, и конкретной схемы лечения ребенка-аутиста нет. Можно только постараться научить малыша жить в современном обществе. Но это титанический ежедневный труд для родителей, на которых ложится львиная доля труда по адаптации аутиста к внешней среде. Помогают родителям справиться с этой непростой ситуацией педиатры, психологи, логопеды, воспитатели в дошкольных и школьных заведениях.

В первую очередь, родителей нужно убедить, что их ребенок нуждается в помощи, и помочь ему адаптироваться могут только близкие люди. Вот в чем может заключаться их помощь:


  • принять ребенка таким, какой он есть (он все видит, слышит, понимает, но немного искаженно, не так, как все);
  • обеспечить малышу условия жизни, которые будут способствовать его развитию (так, следует ввести обязательный распорядок дня; обстановка в комнате не должна кардинально меняться);

Ежедневно должны проводиться занятия с малышом:

  1. Обучение навыкам общения – установление контакта.
  2. Сглаживание острых углов (исключить из повседневной жизни ребенка любых раздражителей, приводящих к
  3. проявлениям агрессии, − смена обстановки, нарушение режима дня, присутствие чужих людей).
  4. Развивать речь − навык общения – есть обязательное условие.
  5. Привлечение к социальным играм (катать машинки, играть в больничку).
  6. Развитие навыка подражания и повторения.

терапия аутизма

Основная терапия, которая используется при аутизме, – это поведенческая коррекция при помощи методов психологии (АВА-терапии). В основе данного метода лежит принцип «действие-поощрение», то есть при условии, что ребенок выполняет какое-либо задание, он получает поощрение (музыку, игру, конфету). Помимо закрепления навыка, на развитие которого направлено задание, также налаживается определенный контакт с малышом.

Развитие речи − один из крайне необходимых навыков. Помочь в его развитии поможет логопед. На занятиях с логопедом налаживается произношение и интонация речи.


Придерживаться распорядка дня тоже нужно еще научить. Одной из важнейших задач родителей, врачей, преподавателей является приспособить аутиста к самообслуживанию и самостоятельности. А распорядок дня прививает необходимые атрибуты повседневной жизни – почистить зубы, позавтракать, одеться и так далее. Расписание можно оформить в виде красочных карточек с изображением действий.

Медикаменты при аутизме применяются крайне редко и строго по предписанию врача. Даже если ребенок проявляет агрессию, не следует сразу его пичкать успокоительными препаратами, нужно постараться вывести малыша из такого состояния каким-либо другим способом.

Прогноз

Аутизм неизлечим, но при этом вполне реально добиться благоприятной и успешной адаптации людей дождя к обществу и окружающей среде. Такие малыши нуждаются в постоянных занятиях, тренировках, но это идет им только на пользу. Чем раньше родители заметят проблему и своевременно начнут курс лечения, тем лучше они будут приспособлены к современной жизни. К сожалению, процент полностью адаптированных аутистов к обществу составляет всего 1-2%. 60-70% людей с диагнозом РДА постоянно нуждаются в помощи и уходе.


Многие люди с выдающимися интеллектуальными данными имеют определенную степень аутизма, который проявляется в неспособности наладить контакт с людьми, которые их окружают. При этом, они нуждаются в помощи по хозяйству, по приготовлению пищи.

Получайте самые интересные, экспертные статьи недели, посвященные здоровью детей прямо на почту!

В 76% используя наши статьи, вы сможете вовремя распознать начинающуюся болезнь у вашего ребенка!